50 лет назад СССР смог применить разумную силу. 27 лет назад – нет. Больше такой ошибки повторить нельзя.

приближалась точка невозврата, аналогичная августу 1991-го, и медлить было нельзя.

Сейчас у бывших чехословаков сложился единый консенсус на эту тему: «растоптанная весна», «задушенное возрождение» и так далее. Не дали им, понимаешь, построить «социализм с человеческим лицом». Но даже чисто стилистически, само это выражение – верх циничного глумления, какой-то сатанинский оксюморон. А до и после «Пражской весны» в ЧССР был какой социализм – с нечеловеческим лицом? Со свиным рылом? С волчьей пастью? Дубчек самим этим оборотом буквально плюнул в лицо всем своим собратьям по соцлагерю: у вас там социализм с кривой мордой, а вот у меня будет – с человеческим лицом. В СССР у социализма, по мнению Дубчека и его команды, была харя нелюдя, а вот в передовой Чехословакии должно было состояться расколдовывание «чудовища» в «принца». Сеанс белой магии, так сказать.

Сеанс этот состоялся чуть позже – в 90-е. И сразу же прив¸л… к распаду страны. Была Чехословакия, стали Чехия и Словакия. Спасибо, обошлось из-за всегдашней чехословацкой трусоватости, без крови. Но разве распад даже такой небольшой страны как ЧССР – это плюс и позитив?

У нас «Пражская весна» шла по тем же самым лекалам – и тоже говорили про демократизацию, этот самый обновл¸нный социализм, многопартийность, гласность и так далее. И тоже в Прибалтике «строители социализма с человеческим лицом» запустили первые процессы националистического сепаратизма, которые после победы националистов привели к фактическому апартеиду и «негражданам». Закончилось вс¸ кровавыми последствиями распада единой страны – конфликтами в Приднестровье, Абхазии, Осетии, Таджикистане и, конечно, Чечне. И вс¸ это началось с того же, что и «Пражская весна»!

Чехам и словакам бы, по-хорошему, нас благодарить и благодарить за то, что благодаря нашим танкам прожили в единой стране – потому что, скажем, после распада ЧССР Словакия стала куда беднее, чем была до этого.

Удивительно читать сегодня иные СМИ, в которых пишут что-то вроде: «Несмотря на видимую эффективность подавления демократической фронды в одной из ключевых стран внутри зоны влияния СССР и поучительную жесткость устранения, казалось бы, крошечной внутренней «пятой колонны», события августа-1968 стали началом конца Советской империи». Не события августа-1968 стали «началом конца», а события «весны-1968»! В августе эту опухоль смогли почти удачно прооперировать, но рак, как известно, может дать метастазы и спустя много лет…

Про поучительную жестокость и вовсе смешно: не погиб никто, кто не бросался под танковые траки. Ну то есть, вообще никто! Политических репрессий было — НОЛЬ. Сам Дубчек не был ни расстрелян, ни посажен, а просто спокойно смещ¸н и продолжил работать в ЧССР лесником, кажется. Никакие «расстрельные подвалы» «кровавая гэбня» не создавала, в них сотни тысяч участников «Пражской весны» не тащила и не терзала. Танки пришлось ввести, чтобы ОСТАНОВИТЬ, а не НАКАЗАТЬ. Наказывали – в 1956 году в Венгрии, там – да, а в Чехословакии – просто тормознули процесс деградации. Остановили – и ушли. Точнее, компактно сконцентрировались в военных городках Центральной Группы Войск.

Что самое смешное, ПОТОМ, уже обретя вс¸ желаемое, чехи моментально «переобулись в прыжке» и стали одобрять не то, что «танки в городе», но и бомбардировки чужих стран с огромным энтузиазмом и виртуозной изобретательностью: «Я думаю, что во вторжении НАТО в Косово имеется элемент, в котором никто не может сомневаться: воздушные атаки, бомбы не вызваны материальной заинтересованностью. Их характер — исключительно гуманитарный: главную роль играют принципы, права человека, которые имеют приоритет даже над государственным суверенитетом. Это делает вторжение в Федерацию Югославия законным даже без мандата ООН». Это — Вацлав Гавел, ужасно совестливый первый президент Чехии. Он беспардонно забыл, что и ввод советских войск был продиктован совершенно не «материальной заинтересованностью». Чехи такие чехи.

Увы, но в 1991 году попытка остановить процесс распада не увенчалась успехом. Что было наказано огромным количеством жертв – убитых, раненых, обездоленных и нищих, дискриминированных и беженцев. Если бы у ГКЧП было чуть больше решимости, то «величайшая геополитическая катастрофа 20 века» (В.В.Путин) была предотвращена. Кстати, никаких жертв, скорее всего, тоже не было бы. Или был бы их ничтожный минимум, несопоставимый с потоками крови в дальнейшей реальности.

Больше такой ошибки повторить нельзя. Увы, но танки — зачастую единственный путь борьбы с энтропией, хаосом и деградацией. Проверено в Праге и на площади Тяньаньмэнь.

Григорий Игнатов
Content Management Powered by CuteNews
Архив новостей